Что такое гидравлическая жидкость?

Гидравлическая жидкость - это своеобразный посредник передачи энергии, используемый во всех гидравлических системах. Однако функционал гидравлической жидкости не ограничивается простой передачей энергии. Несмотря на то, что передача гидравлической энергии является основной задачей гидравлической жидкости, она также выполняет четыре вспомогательных функции: передача тепла, устранение загрязнений, герметизация и смазка.

В нормальных условиях гидравлические машины производят огромное количество избыточного тепла, зачастую вызванное неэффективностью самих компонентов, таких как насосы и двигатели. Без возможности отвода тепла от этих компонентов они могут легко перегреваться, что приводит к повреждению затворов и внутренних компонентов, особенно в условиях низкой локальной вязкости. Когда масло возвращается в резервуар, оно много раз проходит через охладитель, который позволяет поддерживать его оптимальную температуру до момента обратного попадания в гидравлическую систему. И наоборот, гидравлическая жидкость может использоваться для подачи тепла в систему в случае холостых запусков, когда это необходимо.

В замкнутых гидравлических системах имеется постоянная утечка рабочей жидкости из замкнутого контура, если этого не будет - степень загрязнения очень быстро достигнет критического уровня, представляющего реальную угрозу компонентам гидравлической системы. Тепло также можно рассматривать в качестве одного из видов загрязнения, но в то же время гидравлическая жидкость очищает чувствительные компоненты от мелких частиц и воды, после чего она пропускается через фильтры или иные устройства кондиционирования, где проходит очистку, а затем отправляется на новый цикл. Без внешнего воздействия масло бы так и оставалось в чувствительных (уязвимых) компонентах, способствую возникновению серьезных загрязнений, которые бы медленно разрушали соседние компоненты.

И хотя многие полагают, что гидравлическое масло используется для герметизации таких компонентов оборудования как кольцевые и П-образные уплотнители, гидравлическая жидкость (особенно масло) на самом деле обеспечивает герметизацию внутренних компонентов - насосов, клапанов и двигателей. У золотникового клапана, например, прокладка имеется с обоих концов, чтобы предотвратить вытекание масла из клапана, в то время как каждый канал золотника герметизирован от соседних полостей исключительно плотными металлическими допусками, поверхностным натяжением масла и сопротивлением сдвигу.

Смазка необходима большинству гидравлических компонентов для защиты внутренних деталей от износа или даже непосредственного расплавления в результате трения металла о металл. Масло обеспечивает полноценную смазку между подвижными компонентами. Без смазочных свойств масла гидравлические системы были бы ужасно неэффективны и совершенно ненадежны.

Эти функции гидравлической жидкости являются общими для всех ее типов, за исключением некоторых жидкостей на водной основе, которые нуждаются в особых конструкторских решениях. Тем не менее, большинство машин используют минеральные или синтетические масла, которые разрабатываются и изготавливаются в соответствии с особыми тест-стандартами для таких важных свойств масла, как например вязкость, температура застывания и индекс вязкости.

Эти три свойства часто учитываются при выборе жидкости для каждого конкретного случая, при этом главным критерием отбора является способность жидкости создавать и поддерживать тонкие смазочные пленки при определенном наборе условий окружающей среды и условий эксплуатации машины. К примеру, если температура окружающей среды низкая, вы выберете масло с более низкой номинальной вязкостью и низкой температурой застывания, т.е. температуру, при которой масло остается в жидком состоянии. Если ваша машина работает в переменчивых температурных условиях, как например всесезонная передвижная машина, очень важен диапазон высокой вязкости, который характеризует способность масла сохранять свою вязкость в широком температурном диапазоне. Важно учитывать требования к вязкости отдельных компонентов в вашей гидравлической системе. Например, для поршневого насоса может потребоваться от 16 до 40 сантистокс - показатель кинематической (то есть измеренной в текучем состоянии) вязкости.

Гидравлические масла обладают рядом других существенных свойств, которые, впрочем, как правило не зависят от марки производителя, вязкости или практического применения. В состав гидравлического масла входит целый набор химических добавок для улучшения характеристик как самого масла, так и компонентов гидравлической системы. Эти добавки могут улучшить стойкость масла к пенообразованию, его коррозионную стойкость, а также свойства удержания воды. Именно состав химических добавок определяет качество гидравлического масла (низкое или высокое), эти добавки также способны улучшить вязкостные свойства масла. Если сомневаетесь, всегда выбирайте премиум-жидкости, свойства вязкости которых отвечают требованиям вашей области применения и конкретным условиям эксплуатации.

Вячеслав Макаров11 февраля 13:17